А я из того поколенья,
что верило в сказки всерьёз,
как с Арктики к нам на оленях
спешит каждый год Дед Мороз,
вокруг заметая порошей
всё то, что легло на пути,
и надо быть просто хорошей,
чтоб зимний подарок найти
под скромно украшенной ёлкой
(роскошной казалась тогда) –
живой, ароматной и колкой…
Любая беда – не беда,
когда веришь ты без сомнений,
что пусть и не часто – раз в год –
примчит Дед Мороз на оленях
и сказку с собой принесёт.
Здравствуйте, дорогие мои. В эти новогодние каникулы 2023 года так хочется какого-нибудь чуда, что мне захотелось поговорить с вами про знаки Вселенной, странные сны и сбычу мечт, ну и о том, как загадывать желания, чтоб они исполнялись. Разумеется, на реальных примерах из моей собственной жизни.
Сразу скажу, что желания я
загадываю всегда, когда чувствую в этом потребность, а не только в новый год,
поэтому читать эту книгу можно в любое время, а не только в новогодние
праздники. Сбываются же мои желания тогда, когда до них доходят руки у гномиков
из Небесной канцелярии. Но об этом чуть позже.
Жизненный сценарий. Откуда что берётся
Всем теперь уже известно, что от
осинки не родятся апельсинки, и очень большую, просто огромную роль в том,
каким человек вырастет, играет генетика. Но кроме того надо учитывать, что основа
личности закладывается в ребёнке лет примерно до пяти, поэтому очень важно, кто
и как в это время общался с ребёнком, кто какой пример подавал, какие жизненные
сценарии маленькому человечку можно было подглядеть и примерить на себя. И
очень важно, чтоб таких примеров и сценариев перед глазами у ребёнка было
много, потому что очень обидно бывает на исходе жизни понять, что на самом деле
можно было и так, и эдак, в обе руки и без хлеба, а ты об этом даже не
догадывался.
Где работать мне тогда? Кем называться?
Вам ведь тоже знакомы случаи, когда
маленькие дети мечтают быть продавцом или врачом, потому что у продавца
"всегда много денег и конфет можно есть сколько хочешь", а врач
красивая, добрая и в белом халате? Ну согласитесь, что ребёнок не может
захотеть стать, к примеру, химиком-технологом, если у него нет ни одного
химика-технолога в окружении. Счастливого, отмечу в скобках, химика-технолога,
и обожающего свою работу. Как вообще можно захотеть стать каким-нибудь
технологом? Ну, разве что только от холода и голода: работа в тепле, в чистоте,
и зарплата вовремя.
Самые яркие примеры жизненных
сценариев, которые были видны в обычной жизни обычным советским детям – это, в
основном, сфера обслуживания: продавцы, парикмахеры, водители и то, что тогда
называлось "интеллигенцией" (наверное, имея в виду высшее
образование): врачи, учителя. Ещё что-то в виде работы мечты можно было взять
из книжек или телевизора. А ассортимент там был какой? Какие профессии мечты
чаще всего называли советские дети? Лётчик, солдат, повар, портной, тракторист,
медсестра (конечно же, героически выносящая на себе раненых с поля боя),
космонавт.
Какие из этих "мечт"
были истинными, а какие – чужими, даже чуждыми, но социально одобряемыми и
поэтому принятыми на себя детьми точно так же, как взрослыми того времени – обязательство
выполнить пятилетку за три года? Только самые наглые дети (или с небольшим
аутичным спектром, не чувствующие или не желающие принимать во внимание
"правильные" жизненные установки) могли честно говорить, что хотят быть,
к примеру, диктором на телевидении, фотографом, актрисой, балериной,
кондитером… Да, даже кондитером мечтать было слишком нагло, ведь там –
пирожные! Или даже конфеты. Шоколадные. В роскошной картонной коробке.
Я помню эти разговоры со
взрослыми, и это глухое, с трудом подавляемое раздражение, когда на вопрос
"А кем ты хочешь быть, когда вырастешь?" четырёх или, может, пятилетняя
я честно перебирала понятные мне тогда и популярные среди детей варианты:
"Врачом, учителем и воспитателем – точно нет: там шумно, кричат, плачут,
мел в руках держать неприятно, перчатки противные надевать и руки надо часто
мыть, а у меня от этого руки сохнут; солдатом или медсестрой на фронт – нет,
там убить могут; поваром – тоже нет, там все тёти толстые и красномордые, а
кастрюли тяжёлые… Ну, не знаю, может, балериной…"
"Руки у неё сохнут, вы
посмотрите на неё!" – забывали дышать от такой наглости взрослые, а я
молча выставляла вперёд красные, сухие, все в противных цыпках ручонки. "Да
какой балериной! Ты посмотри на этих балерин! Они не все же главные роли
танцуют, некоторые всю жизнь скачут тридцать третьим лебедем в заднем
ряду!" – летело мне в ответ.
Тогда я искала ещё варианты,
более приемлемые с точки зрения моего тогдашнего окружения: "Ну, может,
быть, тогда кондитером – украшать красиво тортики, пирожные?" – рассуждала
я, кося на спрашивающего, чтоб уловить, в ту ли сторону вообще рулю. "А
что, кондитеры не толстые и красномордые?" – ехидничали взрослые.
"Нет, кондитеры не толстые: им каждое пирожное пробовать не надо, только
розочки лепить", - почему-то очень уверенно отвечала я.
Но, когда видела, что и этот мой
ответ никого не радует, находила компромисс: "Я буду два дня балериной,
два дня кондитером, и два дня ткачихой". "А ткачихой-то
почему???" – возводили руки в небо мои родственники. "Да чтоб вас
порадовать!" – ответила б сегодняшняя я, потому что этот ответ был точно
взят из патриотических советских фильмов, где быть ткачихой было стильно,
модно, молодёжно, почётно, и все ими гордились и на доску почёта портреты
вешали. Ну что ещё вам от ребёнка надо? "Ну, я буду очень красивые ковры
ткать: то с цветами, то с лебедями (куда ж без лебедей-то)," – отвечала
взрослым тогдашняя я, а они опять были мной недовольны: "Да кто ж тебе
даст-то? Красивые! Ишь!"
"Тогда не знаю", –
разводила руками я, всем видом своим показывая, что разговор окончен. Ни
врачом, ни учителем я становиться не собиралась, и точка. И – да, когда пришло
время после школы выбирать университет, а в областном центре на тот момент было
всего три узкопрофильных вуза, я сразу сказала, что как бы хорошо я ни училась
в школе, и как бы ни падало в обморок всё окружение и вся родня, ни в мед, ни в
пед, ни на лесхоз я не пойду, хоть убейте: ни врачом, ни учителем я всё равно
не буду, даже если ВУЗ закончу, а на лесхозе сдохну раньше от скуки, эти унылые
формулы про скучные деревяшки зубря. Нет, нет и нет. Нет, я сказала.
Куда пошла в итоге? В
культпросветУЧИЛИЩЕ, на хореографа. Все в шоке были, конечно, а куда меня
девать, такую упрямую, не обратно же запихивать. В общем, регулярно
демонстрируемое по телевизору "Лебединое озеро" совсем даром не
прошло, свой след в моей душе оставило. И – да, поскольку после школы я совершенно
не знала, кем хочу стать, когда вырасту, то пошла реализовывать тот сценарий,
который невольно заложила себе в очень раннем детстве, тем более, что танцевать
– люблю, умею, практикую. Ну, то такое.
Но, видимо, хореографом быть –
это не совсем моё, потому что жизнь быстро поставила меня перед выбором: или
танцы, или семья. Не та, старая семья, которая родительская, а моя, новая, где
я – жена и мать семейства. Я забеременела, сразу решила, что рожать обязательно
буду, и, конечно, взяла академ. Надеясь, что к танцам ещё когда-нибудь вернусь.
Но как совместить младенца в одном городе и восемь-десять часов танцев – в
другом, если ты просто упрямая девчонка девятнадцати лет, а не героиня
социалистического труда? Правильно. Никак. И следующим летом я поехала забирать
документы.
"Да ты с ума сошла!" –
говорили мне в моём культпросвете, - "Ну куда ты пойдёшь!" (Мы ведь
все помним, что выбор универов был очень небольшой). "Ну кем ты будешь,
куда поступишь, ну не бухгалтером ведь!" – отговаривали меня все от этого
шага все – от педагогов до директора. "Да что вы, кем угодно, но точно не
бухгалтером!" – искренне возмутилась я и получила, наконец, свои документы
обратно.
Ну каким ещё бухгалтером? За год
декрета я окончила курсы продавцов, курсы секретарей-референтов и поехала
отвозить документы в кооперативный техникум на очень модную и только-только
появившуюся тогда специальность "Менеджмент". Товароведное отделение.
А почему туда? Так тётя моя всю жизнь товароведом отработала, разговоры про это
я слышала, и, хоть и никогда себя никем таким не представляла, но, в общем,
слышала об этой профессии только хорошее.
И, знаете, что? Оно мне на душу
легло! Недалеко, конечно, на первый взгляд, менеджмент от бухгалтерии, но:
во-первых, техникум был торговый, отделение – товароведное, поэтому предметы
нам давали очень разные, мы были молоды, веселы и полны оптимизма. Новые знания
ложились в мою голову на уже имевшиеся нейронные связи, поэтому училась я
(причём за себя и за мужа) настолько легко и хорошо, что на экзаменах мне даже
занижали оценки, мол, ну не может человек, никогда не работавший в торговле,
так хорошо знать предмет, садись, четыре. Группа за меня пыталась заступаться, но
мне было всё равно: четыре – так четыре. Я к такому отношению ещё в школе
привыкла, пусть взрослые самоутверждаются, раз им так хочется, мне всё равно.
Несмотря на эти четвёрки вместо
пятёрок уже со второго курса меня пригласили работать в магазин при техникуме
заведующей секцией. Господи, да выше только директор магазина, конечно, я
согла… Я согла… А сколько будете платить? Кхм,
Сказкотерапия
А что из этого довольно скудного
ассортимента впечаталось в подкорку неосознанным жизненным сценарием? Хорошо
ещё, если "Гадкий утёнок" (когда ребёнок верит в то, что, каким бы
серым, незаметным и непонятым он ни был сегодня, но когда-то он найдёт своих и
будет летать вместе с ними), а если "Золушка" (трудись, всё терпи,
сноси, и тогда обязательно придёт добрая фея, махнёт волшебной палочкой, и
будут у тебя и красивое платье, и хрустальные туфельки, и бал, и любовь
прекрасного принца), а если "Аленький цветочек" (когда ты своей
любовью можешь снять чары злой колдуньи и страшное чудовище окажется прекрасным
принцем)?
Некоторые из этих сценариев
просто разрушительны, а мы несём и несём их дальше. И всё бы было хорошо, если
бы с детьми про книги, фильмы и вообще про жизнь – разговаривали, но всем
обычно некогда. Мне повезло, со мной разговаривали. Причём, как со взрослой,
без сюсюканий, поэтому со сверстниками мне потом всегда было скучно и
неинтересно. Да и сейчас я нахожу себе интересный круг общения только благодаря
интернету (благослови, всевышний, интернет – здесь каждый гадкий утёнок может
найти свою лебединую стаю).
В общем, личность ребёнка
формируют значимые взрослые. Так уж получилось, что моими значимыми взрослыми
были женщины. Бабушки, конечно, в основном, потому что маму я видела редко и
знала плохо.
Помню, что никак не могла
определиться с тем, кем я хочу быть, когда вырасту, и уже тогда почему-то
решила, что совсем необязательно становиться кем-то одним, можно ж заниматься
всем тем, что мне нравится. Поэтому я хотела быть балериной, ткачихой и
кондитером. Балериной – потому что обожала танцевать: всё, что я делала – я
делала, танцуя. Взрослые смеялись: "Есть фильм про девочку, которая поёт,
а у нас девочка, которая танцует". Да я и сейчас начинаю пританцовывать,
как только слышу музыку. Правда, не классику, но во время моего детства по
телевизору можно было посмотреть только балет, причём чаще всего, кажется –
пресловутое "Лебединое озеро" (ни на что не намекаю, если что).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Пишите добрые комментарии, а злые не пишите 😜